Про дебиторскую задолженность в новом балансе

Где показать долгосрочную задолженность. Согласно § 60 Министерства (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», предприятие должно представлять в своем отчете о финансовом положении (аналог российского баланса) краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства в качестве отдельных разделов, за исключением случаев, когда представление информации, основанное на степени ликвидности, обеспечивает надежную и более уместную информацию. При этом § 64 Министерства (IAS) 1 предприятию разрешается представлять одну часть своих активов и обязательств с разделением на краткосрочные и долгосрочные, а другую – в порядке ликвидности. Необходимость в использовании смешанной основы представления может возникнуть в тех случаях, когда предприятие осуществляет различные неоднородные виды деятельности.
В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Таким образом, в настоящее время в российском бухгалтерском законодательстве про возможность учета критерия ликвидности в явном виде не говорится. Тем не менее, в п. 20 ПБУ 4/99 группа статей «Дебиторская задолженность», имеется лишь в разделе «Оборотные активы» - и так было во всех формах баланса, утверждавшихся Минфином России (первую такую форму см. в письме Минфина России от 23.03.94 г. № 34). Это показывает, что критерием локализации дебиторской задолженности в балансе является не только срок ее погашения (разделение на долгосрочную и краткосрочную), но и степень ликвидности (оборотоспособности) – возможности быстро и без значительных потерь превратить ее в денежные средства. В противном случае дебиторская задолженность была бы представлена – подобно, например, финансовым вложениям – в обоих разделах актива баланса: долгосрочная в первом, краткосрочная – во втором.
В общем случае вся дебиторская задолженность считается высоколиквидным активом (поэтому она и помещена ПБУ 4/99 только во второй раздел баланса), а не в общем случае, при дифференцированном к ней подходе – далеко не вся. Например, авансы (задолженность по поставке) менее ликвидны, чем задолженность по оплате, а авансы, выданные в связи со строительством, вообще трудноликвидны. Именно из этого, по сути (де-факто), исходит Минфин России, рекомендуя показывать последние в составе внеоборотных активов (письма Минфина России № 07-02-18/01, от 11.04.11 № 07-02-06/42). При этом понятно, что авансы подрядчикам могут быть, и чаще всего бывают краткосрочными, «закрываясь» актами по формам № КС-2, КС-3, утвержденным постановлением Роскомстата от 11.11.99 г. № 100, в срок, не превышающий 12 месяцев с отчетной даты. Таким образом, дебиторская задолженность в виде авансов, связанных со строительством, представляется в балансе не на основании критерия сроков ее погашения, а на основании критерия ликвидности. При этом, по нашему мнению, неправильным было бы полагать, что Минфин России исходит лишь из того, что в итоге все эти авансы преобразуются в стоимость долгосрочного внеоборотного актива, поскольку такого критерия разделения дебиторской задолженности на долго- и краткосрочную, на относящуюся к внеобортоным или оборотным активам не представлено ни в РСБУ, ни в Министерства. Просто в отсутствие в РСБУ явно сформулированного критерия ликвидности приходится апеллировать к требованию разделения активов и обязательств на долго- и краткосрочные (п.19 ПБУ 4/99).
Выполняя рекомендацию Минфина России, данные авансы можно отразить как по строке «Незавершенное строительство» - именно так предписывал делать Минфин России, когда регулировал этот вопрос официально (последний раз такой порядок был описан в п.2.5 приказа Минфина России № 97), так и по строке «Прочие внеоборотные активы» (поскольку указания на строку в приведенных письмах Минфина России нет). В любом из этих случаев порядок представления в балансе авансов, связанных со строительством, должен быть зафиксирован в учетной политике и раскрыт в отчетности – или в виде отдельной статьи «в том числе», или в виде примечания.
В связи с последним отметим, что, по нашему мнению, в необходимых случаях примечания должны приводиться и в промежуточной отчетности. Нормативно это подтверждается тем, что в приложении № 3 к приказу Минфина России № 66н во многих таблицах и в сносках к ним говорится об «отчетном периоде», а не об «отчетном годе» (табл. 1.1 - 1.3, сноска 4 к табл. 1.2, 1.3 и т.д.).
Выбор способа раскрытия – в балансе или в пояснениях - регулируется п. 11 ПБУ 4/99, согласно которому существенная информация должна приводиться обособленно в отчетности, а в пояснениях может расшифровываться только несущественная информация.
В то же время организация вправе, руководствуясь п. 20 ПБУ 4/99 и новой формой баланса, показать связанные со строительством авансы в составе группы статей «Дебиторская задолженность». При этом в соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 в этой группе, как и в прежней форме баланса, должна выделяться, как минимум, долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность.
При наличии значительного количества разнородной дебиторской задолженности можно, конечно, разделять ее на включаемую в одноименную группу статей или в «Прочие внеоборотные активы» с учетом не только предусмотренного договором срока погашения, но и степени ликвидности (оборотоспособности) (например, учитывать в составе внеоборотных активов долгосрочные авансы, связанные не только со строительством, но и с другими хозяйственными операциями). С учетом критерия ликвидности долгосрочные авансы по другим хозяйственным операциям ближе к авансам, связанным со строительством, чем к долгосрочной задолженности по оплате. С другой стороны, мнение о том, что в новой форме баланса в составе прочих внеоборотных активов должна показываться и денежная долгосрочная дебиторская задолженность, представляется менее соответствующим нормам ПБУ 4/99 и новой форме баланса.
Добавить новый комментарий
Попробуй ФинАнализ
в действии – онлайн!
запуск
Регистрация не требуется! Но если зарегистрируетесь, будет доступно больше функций программы.